Бюджет - 2019: уроки на завтра

15-10-2020

      14 октября депутаты Думы Читы провели публичные слушания по отчету об исполнении бюджета Читы за 2019 год. 

      Информацию об основных итогах исполнения бюджета участникам слушаний представил заместитель руководителя администрации Читы по экономике и финансам Андрей Гренишин. 

      По его словам, доходы за год составили 8 267 млн.рублей, расходы – 8 510 млн. рублей, дефицит – 243 млн. рублей. Объем муниципального долга – 1 259 млн. рублей. 
    

О доходах    

      Доходная часть бюджета города исполнена на 92 % к уточненному плану (к уровню 2018 доходы увеличились на 2 126 млн. рублей, или на 35%). 

      - В абсолютном выражении сумма поступлений налоговых и неналоговых доходов составила 2 777 млн. рублей, или 95 % к уточненному плану, с уменьшением на 152 млн. рублей, - отметил Андрей Викторович.-  К уровню 2018 года доходы возросли на 163 млн. рублей, что составило 106%, а собственные доходы за 2019 год увеличились на 9,8% к уровню 2018 года, или на 508,6 млн. рублей. 
      В 2019 году из вышестоящих бюджетов городу были выделены 549,6 млн.рублей дотаций,  753,6 млн.рублей субсидий,  2 921,7 млн.руб. субвенций; 1 264,5 млн.рублей - иных межбюджетных трансфертов.

      Основную долю - 74 % занимают следующие налоги: НДФЛ-52%, налог на имущество физических лиц- 6%, земельный налог-7%, ЕНВД-9%.
      В числе  налоговых поступлений  с превышением плановых показателей -  единый налог на вмененный доход; налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогоообложения; земельный налог и другие. 
      В частности, говоря о доходах  от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных  предприятий,  Андрей Гренишин сообщил, что при  плане  в 1,1 млн. рублей фактическое поступление составило  3,2 млн. рублей. 
 - Это обусловлено получением прибыли по результатам финансово – хозяйственной деятельности и перечислением платежей рядом плательщиков: МП «Магазин №57», МП «Кинотеатр УДОКАН», МП ППАП бюро «Геоплан», МП «Аптека№2», МП «Банно-прачечный трест», - пояснил Андрей Гренишин .
      Также в докладе были представлены  данные по другим  поступлениям в бюджет Читы в 2019 году. 
      - По ряду доходов бюджета по итогам года наблюдается неисполнение, - подчеркнул Андрей Гренишин, приведя статистику  по налогу на доходы физических лиц; акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ; налогу на имущество физических лиц; государственная пошлине; доходам, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

      - В процессе исполнения бюджета в 2019 году администрацией города принимался комплекс мер, направленных на обеспечение наполняемости доходной части бюджета и эффективному расходованию средств,- подчеркнул Андрей Гренишин. - Так, в результате ежедневного мониторинга собственных доходов, оперативного взаимодействия с администраторами доходов, вручения уведомлений о наличии задолженности и других мероприятий, отрегулировано и возвращено в бюджет 21,6 млн. рублей.
              
      Также были названы другие примеры мероприятий по укреплению доходов в бюджет городского округа, эффект  составил 156,7 млн. рублей.
      - Несмотря на значительные итоги проделанной работы, необходимо обозначить как резерв пополнения доходной базы бюджета городского округа сокращение недоимки (по состоянию на 01.01.2020 года сумма недоимки составляет 169,5 млн. рублей), - сказал Андрей Гренишин .

 О расходах 

      Расходная часть бюджета исполнена на 91,9 процентов. При плане  9 257,5 млн.рублей  кассовые расходы составили 8 509,9 млн.рублей.  
      Говоря  о причинах этого, Андрей Гренишин  назвал невыполнение плана по налоговым и неналоговым доходам; несвоевременное предоставление подрядными организациями актов выполненных работ и другие причины. 

      - В структуре расходов в 2019 году, как и прежде значительное место занимают расходы на социально-культурную сферу 66,6 процентов или 5 671,7 млн.рублей, - подчеркнул Андрей Гренишин. - Так, по разделу «Образование» при  плане 5 188,3 млн. руб. кассовые расходы составили 4 905,4 млн. руб. или 94,5 процентов.
      В частности, целевые субсидии направлены на укомплектование пристроек к детским садам оборудованием, на установку и ремонт пожарной сигнализации, антитеррористические мероприятия, ремонт санитарно-гигиенических помещений, трудоустройство несовершеннолетних в летнее  время, питание детей из малоимущих семей и другие цели.
      Кроме того,  предоставлены субсидии частным детским дошкольным учреждениям на сумму 7,4  млн. рублей.
      По разделу «Социальная политика» денежные средства, в частности,  направлены на исполнение Закона Забайкальского края о льготном проезде на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования в  сумме 48,3 млн.рублей; выплату компенсации части родительской платы за содержание детей в детских садах в сумме 3,0 млн. рублей; назначение и выплату ежемесячных денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьях опекунов и приемных семьях 74,8 млн. рублей; на назначение и выплату вознаграждения приемным родителям и опекунам 15,1 млн. рублей; на обеспечение жильем молодых семей 14млн. рублей.
      Также  были приведены данные о расходах на развитие сферы культуры, физкультуры и спорта. 
      Говоря о расходах по разделу «Национальная экономика», Андрей Викторович,   в частности, привел такие данные: на изготовление проектно-сметной документации на строительство троллейбусных линий направлено 26,0 млн. рублей;  текущее содержание дорог -  63,4 млн. рублей;  содержание  технических средств регулирования дорожного движения - 29,1 млн. рублей;  ремонт дорог – 39,6 млн. рублей. 
      В рамках реализации  национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» 668,6 млн.руб. направлены на ремонт улично-дорожной сети городского округа  и строительство развязки  в разных уровнях п. «Каштак».
      В рамках исполнения Плана социального развития центров экономического роста Забайкальского края 542 млн.руб. направлены на  ремонт улично-дорожной сети и строительство автодороги по ул.Нагорная в г.Чите. 
      Также приобретена дорожная техника на сумму 56,9 млн.рублей.       

      По разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство», в частности,  36,1 млн.рублей  направлены на  взносы в фонд регионального оператора на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов и содержание нежилых помещений, относящихся к муниципальной собственности; 22,4 млн.рублей- на приобретение квартир в рамках реализации муниципальной программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда»;  на уличное освещение – 58,3 млн.руб., озеленение – 37,9 млн. рублей. 

      В рамках реализации мероприятий Плана социального развития центров экономического роста Забайкальского края произведено благоустройство общественных территорий - сборка, установка  спортивного оборудования, малых архитектурных форм детских  игровых комплексов, урн, скамеек на сумму 10,5 млн. рублей.  
      В рамках  реализации программы «Формирование современной городской среды» благоустроен парк здоровья «Березка» на сумму 60,2 млн. рублей.  
      - С учетом вышеизложенного, хочу сделать заключение, что бюджет 2019 года  выполнялся в трудных финансовых условиях, - сказал  Андрей Викторович. - Основное, что хотелось бы отметить сегодня - это отсутствие по итогам исполнения бюджета 2019 года кредиторской задолженности по первоочередным обязательствам - выплате заработной платы, отчислениям в бюджет и внебюджетные фонды, а также по коммунальным платежам.

      В заключение были обозначены приоритеты бюджетной политики на 2020 год.

Оценка контрольно – счетной палаты Читы

       По словам председателя КСП Маргариты Казаковой, выявлено 22 нарушения инструкции Министерства финансов, в том числе,  шесть нарушений бюджетного и налогового законодательства на общую сумму 79,4 млн. рублей.   
      - КСП отмечает, что наличие значительных сумм остатков по незавершенным объектам капитального строительства, а также наличие нереализованных проектов ПСД (неактуальность и невостребованность) свидетельствует о неэффективном вложении бюджетных средств, - подчеркнула Маргарита Анатольевна. - Экспертизой выявлено, что в консолидированной бюджетной отчетности об исполнении бюджета городского округа за 2019 год просроченная кредиторская задолженность на конец отчетного периода  не числится, что не соответствует результатам внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.   
      Также был назван положительный  фактор  при проведении внешних проверок: снижение общего количества выявленных нарушений и недостатков в 4 раза, отсутствие признаков необоснованного принятия бюджетных обязательств сверх утвержденных лимитов бюджетных назначений.  
      Также председатель КСП сделала акцент на анализе источников доходов:
      - Анализ показал их несвоевременное уточнение в течение года, поскольку исполнение по отдельным видам варьируется от 46,8 % до 160% , в связи с чем  увеличение в 2019 году кредиторской задолженности на оплату принятых обязательств составило в сумме  205 926,2 тыс. рублей. 
      Также Маргарита Казакова обратила  внимание участников слушаний  на  значительное уменьшение по сравнению с 2018 годом доли субсидий в общем объеме безвозмездных поступлений с одновременным кратным (в 5,3 раза) увеличением доли дотаций. 
      - Доля дотаций от доходов бюджета городского округа без учета субвенций (5 343 825,4 тыс. рублей) составила 10,3 % и превысила 5-процентный порог, установленный статьей 136 Бюджетного кодекса РФ, - отметила Маргарита Анатольевна. 
      Среди рекомендаций КСП Читы такие: принять меры, способствующие снижению  неэффективных расходов,   размера кредиторской и дебиторской задолженности,  муниципального долга, а также меры, позволяющие не превышать 5-процентный порог доли дотаций, установленный Бюджетным законодательством.  

Вопросы, рекомендации

      При обсуждении отчета об исполнении бюджета  была затронута острая  проблема  межбюджетных отношений. В частности, депутат Виталий Козак задал вопрос о мерах, принимаемых администрацией Читы для выравнивания бюджетной обеспеченности и снижения уровня дотационности .
      - Ведется работа по увеличению отчислений  по ряду налогов, - ответил Андрей Гренишин. – Евгений Витальевич Ярилов, Александр Михайлович Сапожников   постоянно поднимают эти вопросы, проводились совещания у Губернатора Забайкальского края. По инициативе  Евгения Витальевича  была проведена межпарламентская встреча, где обсуждались эти проблемы ,  было направлено обращение в Законодательное Собрание Забайкальского края, городу обещано увеличение субсидий. 
      Также сейчас вместе  с министерством финансов Забайкальского края определяем тот круг вопросов, который требует подкрепления финансами, нам не хватает средств на все статьи расходных полномочий! Будем выезжать в министерство финансов РФ для их решения.  Только все эти меры в комплексе помогут снизить уровень дотационности.. То есть, он будет снижаться за счет увеличения налоговых отчислений в бюджет Читы. 
      Продолжить работу с Правительством Забайкальского края, Министерством финансов Забайкальского края по безусловному исполнению бюджета Забайкальского края в части поступления межбюджетных трансфертов в бюджет городского округа;  продолжить реализацию мероприятий по укреплению собственной доходной базы бюджета городского округа и повышению эффективности управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности;  работу по оптимизации бюджетных расходов и повышению прозрачности бюджетного процесса, - эти и  другие рекомендации участники слушаний дали администрации городского округа .
      Также участники публичных слушаний    признали необходимым рекомендовать  Думе городского округа «Город Чита»  утвердить отчет об исполнении бюджета городского округа «Город Чита» за 2019 год. 
      Во время  пресс – подхода после  окончания слушаний   председатель комитета по бюджетной, налоговой политике, экономическому развитию и предпринимательству Думы Читы Максим Потапов  еще раз сделал акцент на решении проблем межбюджетных отношений:
      - Мы уже рассматривали  перспективы первого  полугодия  2020 года, бюджет становится ещё сложнее.  Если не перераспределить доходы в пользу города, то город не сможет ни планировать свои расходы, ни уйти от дотационности.  Надеемся, что найдем понимание и у Губернатора, и у Законодательного Собрания ,  и у Министерства финансов. 

Лариса Семенкова, фото автора 
 


Поделиться:
Версия для печати: