В Новый год – с принятым бюджетом. О решении Думы Читы

24-12-2020

      Сегодня, 24 декабря, на заседании Думы городского округа основным вопросом повестки стало рассмотрение проекта главного финансового документа Читы для принятия его во втором и третьем чтениях на 2021 год и плановый период 2022,23 годов.
     

Глава Читы о результатах годового анализа финансовых проблем города 

      - Главной темой работы Думы в ноябре-декабре этого года стал проект главного финансового документа города на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов, который обсуждался на площадках всех комитетов Думы, - отметил Глава городского округа «Город Чита» Евгений Ярилов. Далее текст доклада Евгения Витальевича предлагаем вашему вниманию полностью:
      - Расходная часть бюджета города делится на условно постоянные и условно переменные расходы бюджета. Условно постоянные расходы – это, по большому счёту, зарплата и коммуналка бюджетных учреждений, которые из года в год не претерпевают сколь либо значительных изменений, и растут или уменьшаются на установленные величины. Условно переменные – это расходы на решение городских проблем. Условно переменную, как и условно-постоянную часть расходов бюджета традиционно определяла администрация городского округа, и уже в готовом виде представила депутатам в комитеты и городскому сообществу на публичных слушаниях. Депутаты и горожане давали свои предложения, которые нашли минимальное отражение в принимаемом бюджете, о чем на первом чтении принимаемого депутатами бюджета на следующий год говорил депутат В.Н. Козак. Как выход из положения депутат Мусорин А.Н. считает целесообразным учитывать не вошедшие в годовой план наказы избирателей в Комплексном плане работы администрации на последующие годы. Чтобы сам наказ ни в коем случае не потерялся. И прогресс в этом вопросе уже есть: в этом году впервые в новейшей истории администрация включила в пятилетний план своей работы предвыборные наказы депутатам Думы 7 созыва. 
      В различных региональных столицах страны на наказы избирателей депутатам в бюджеты закладывают разные суммы. Так, в городе Ижевске - 70 млн. руб.; в Улан-Удэ более 150 млн.; в Чите с этого года вместо 2 млн. руб. выделяют 5 млн. руб. Разница, как видите, очень большая. Но проблема не в жадности городского Комитета финансов, а в элементарном отсутствии средств. В том же Улан-Удэ собственные доходы бюджета почти 4,5 млрд. рублей, а в Чите - 2,7. Одна из причин такой разницы: соседней столице достаётся 25% от НДФЛ, а Чите - только 15% от этого налога. Читинские депутаты пытаются решить эту проблему с краевым Законодательным Собранием не первый год, но пока безуспешно, так как нет поддержки от Минфина края. Хотя краевая столица на протяжении десятилетий является донором краевого бюджета, собственные доходы бюджета города последние годы практически не увеличиваются, а дефицит последние 9 лет принимается предельный - 10%. Чего не скажешь о бюджете самого края, у которого собственные доходы в следующем году увеличатся на 3,5 млрд., а дефицит бюджета составит менее 2%. При этом хочу напомнить, что Чита - это более трети населения края. И это не считая городскую агломерацию.
      С проблемой, связанной с учётом в бюджете наказов избирателей, депутаты сталкиваются ежегодно. Каждый раз пытаемся выяснить, какие наказы более важные: наказы избирателей депутатам или наказы жителей администрации? 
      По логике федерального закона о местном самоуправлении №131 часть расходов должна формироваться администрацией на основании и тех, и других наказов. Так должно быть. Но так ли это на самом деле?
      Формирование муниципальных программ и адресной инвестиционной программы до недавнего времени было достаточно закрытым от депутатов и горожан процессом. Но с утверждением Комплексного плана работы администрации до 2024 ситуация изменилась. Однако пока не кардинально. Несмотря на то, что по поручению Главы комплексный план был наполнен реальными мероприятиями, учитывающими запросы жителей,  тем не менее следующее поручение главы увязать муниципальные программы и АИП с Комплексным планом выполнено не было. Финансисты сослались на недостаток времени в связи с необходимостью принятия бюджета. И перенесли исполнение поручения на 2021 год. Считаю это неправильным, хотя объективно времени на самом деле оставалось мало. Не хотелось бы, чтобы комплексный план и муниципальные программы существовали отдельно друг от друга. 
      Бюджет города уже много лет мы называем социальным. И это так: максимально расходы направлены на решение именно социальных проблем. Это и хорошо, и плохо одновременно. Хорошо потому, что во главе повестки - решение социальных проблем. Плохо потому, что без действенного экономического развития краевой столицы собственным доходам бюджета просто не из-за чего расти, и решение тех же социальных вопросов из года в год будет стопорится из-за недостатка доходной части бюджета. Поэтому необходимо искать золотую середину, решая и социальные задачи, и задачи экономического развития города, которому нужны и новые производства, и новые рабочие места. Но опять все упирается в деньги, точнее, в их отсутствие.

О пятилетнем плане и процессах реформирования

      Депутаты понимают, что решить все городские проблемы разом нам не удастся :  сильно ограничены ресурсы. Поэтому и приняли решение о создании пятилетнего плана, чтобы была возможность разнести расходы на разные периоды. Мы учимся определять приоритеты и искать на них средства. Мы ходатайствовали о введении в Комплексный план работы администрации мероприятия, не подтверждённые источниками финансирования. Чтобы, как только средства появятся, например, за счёт федеральных программ или изменения межбюджетных отношений, направить их целевым способом на решение проблем, которые закреплены планом на перспективу. И эта работа была выполнена.
      Но чтобы эти источники появились, нужно активно работать. В том числе, с региональными органами власти , Законодательным Собранием Забайкальского края. 
      Далее Евгений Витальевич отметил, что  в течение 2020 года  с помощью депутатов Думы, Общественного  совета по стратегическому планированию, Советов общественности районов инициировал ряд стратегических реформ, в том числе, в области финансово-экономического планирования, «закрепив их реализацию целевыми поручениями администрации, резолюцией межпарламентской ассамблеи и решением совещания под председательством Губернатора». 
      - Но о конечных результатах этих реформ, которые носят стратегический, долгосрочный характер, говорить пока рано, потому что цели реформ еще не достигнуты, - подчеркнул Евгений Ярилов .
      Далее прозвучала информация о том,  что что Главой, депутатами и администрацией в текущем году проведена большая работа по привлечению дополнительных средств в бюджет города, в результате которой уже в этом году на содержание городских дорог поступило дополнительно 60 млн. рублей. А в следующем году на эти цели дополнительно поступит 300 млн. рублей.
                    

Рекомендации Главы Читы 

      - Подводя итоги годового анализа финансовых проблем города, считаю, что для повышения доходной части бюджета есть целый ряд потенциалов, которые необходимо начать реализовывать в следующем году, - отметил далее Евгений Витальевич.-  Для этого необходимо более тесное взаимодействие с региональными органами власти путем организации работы целого ряда межведомственных рабочих групп, инициатором создания которых может стать Дума городского округа.  Считаю целесообразным предложить Администрации городского округа в первом квартале 2021г. подготовить проекты перечней актуальных задач и вариантов их решения для рассмотрения следующими межведомственными рабочими группами:
1.    В составе МинЖКХ, Минстроя, Минприроды Забайкальского края и Администрации города по направлению повышения согласованности, и, как следствие, повышения эффективности действий различных ведомств, заинтересованных в реализации на территории городского округа мероприятий, направленных на комплексное решение проблем жилищно-коммунального комплекса и дорожного хозяйства, благоустройства и улучшения экологической ситуации.
2.    В составе Минфина Забайкальского края и Администрации города по направлению выработки новых подходов к изменению системы межбюджетных отношений, в том числе разработки новых формул расчета межбюджетных трансфертов, вариантов замены предоставляемых городскому округу дотаций на иные межбюджетные трансферты, определения возможных источников финансирования исполнения судебных решений и предписаний контрольно-надзорных органов, вынесенных в отношении органов местного самоуправления города; поиска вариантов замещения коммерческих кредитов и снижения долговой нагрузки на городской округ.
3.    В составе Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края и Администрации города по направлению выработки согласованных решений по вопросам, связанным с распоряжением земельными участками, собственность на которые не разграничена; уменьшением объема задолженности по арендным платежам за указанные земельные участки; выработки новых подходов к повышению эффективности учета и инвентаризации муниципального имущества, цифровизации процессов. 
4.    В составе Минсоцразвития, Минэкономразвития Забайкальского края и Администрации города по направлению рассмотрения возможности финансирования предпроектного обоснования инвестиционных проектов и программ для реализации на территории городского округа; поиска новых возможностей для привлечения инвестиций; разработки инвестиционной программы городского округа на период до 2024г. 
5.    В составе Минобрнауки Забайкальского края и Администрации города по направлению определения на среднесрочную перспективу объемов строительства школ и дошкольных образовательных учреждений, источников их финансирования; перспектив и источников финансирования строительства жилья для педагогического состава и персонала образовательных учреждений, ремонта и технического дооснащения образовательных учреждений.
6.    В составе Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю, Администрации города, Совета по предпринимательству, краевого омбудсмена по правам предпринимателей по направлению выработки новых подходов к снижению недоимки по налогам и сборам в бюджет городского округа «Город Чита», в том числе, выводу налогоплательщиков из «серой зоны».
7.    В составе Федеральной кадастровой палаты и Администрации города по направлению выработки новых подходов к определению максимально близкой к рыночной кадастровой стоимости объектов налогообложения для надлежащего прогнозирования объемов поступления налоговых доходов в бюджет города.
Кроме этого, для совершенствования бюджетной политики рекомендую администрации в 2021г. выполнить следующие мероприятия:
1.    С целью урегулирования вопросов включения в проект Адресной инвестиционной программы мероприятий по осуществлению бюджетных инвестиций в форме приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, а также установления общих требований к формированию перечня Адресной инвестиционной программы, не позволяющих включать в АИП объекты без указания проектной мощности и объемов финансирования по каждому объекту разработать и утвердить в первом квартале 2021г. соответствующий Порядок.
2.    Завершить работу по приведению муниципальных программ и Адресной инвестиционной программы в соответствие с Комплексным планом работы администрации городского округа на период 2020-2024гг., с докладом о проделанной работе на июньском 2021г. заседании Думы городского округа.
3.    В связи с неполным решением отдельных задач, ранее определенных бюджетной и налоговой политикой городского округа «Город Чита» на 2019-2020 годы, в том числе, задачи по контролю за деятельностью муниципальных предприятий и задач, связанных с необходимостью проведения кадровых и структурных реформ, разработать проект Программы их решения в 2021 году и плановом периоде 2022-2023 годов.
       - Уверен, что выполнив указанную работу, мы получим дополнительные источники для решения городских проблем, - сказал в заключение своего  выступления  Евгений Ярилов.-  Чтобы иметь возможность развивать город, участвовать в федеральных проектах, претендовать на региональное софинансирование, я прошу поддержать представленный проект бюджета во втором и третьем чтениях. Как я уже говорил, в связи с поздним принятием краевого бюджета мы уже в январе вернёмся к вопросу, и будем вносить в бюджет изменения.
       Забегая вперед отметим, что руководитель администрации Читы Александр Сапожников выразил благодарность Евгению Ярилову за рекомендации, пообещав учесть их в практической работе .

О доходах и расходах

      Поскольку подробно параметры бюджета  рассматривались на всех других этапах работы над проектом главного финансового документа городского округа , в том числе, при проведении публичных слушаний, сегодня первый заместитель руководителя администрации Читы Андрей Гренишин сделал  акцент на основных характеристиках.
      Общий объем доходов  на 2021 год запланирован в объеме  5 434 ,3 млн.рублей, в том числе,  безвозмездные поступления в сумме 2 782 ,5 млн. рублей.
      Общий объем расходов - 5 698 ,1 млн. рублей. Наибольшие объемы финансирования направлены в следующие отрасли: «Образование» (63,8%), «Культура» (7,9%), «Городское  хозяйство» (4,3%) «Физическая культура и спорт» (4,2%),  «Управление муниципальными финансами» (1,7%), «Градостроительная политика» (1,5%). В бюджете Читы на 2021 год предусмотрены к финансированию 15 муниципальных программ.
      Дефицит составит  263,8 млн. рублей
      Нормативная величина резервного фонда определена в объеме  15 млн. рублей;
      Подробнее о характеристиках бюджета – в материале сайта Думы Читы об итогах публичных слушаний: 
     http://gorduma.msuchita.ru/новости/каким-быть-бюджету-2021-итоги-публичных-слушаний

      Председатель контрольно – счетной палаты Читы Маргарита Казакова, высказав ряд замечаний , сказала о  том, что КСП рекомендует бюджет Читы принять. 
      Заместитель председателя профильного комитета Думы Алексей Мусорин подчеркнул, что рекомендации участников публичных слушаний будут учтены в ходе исполнения и корректировки  бюджета в 2021 году и плановом периоде 2022, 23 годов . Ранее первый заместитель руководителя администрации Читы Андрей Гренишин отмечал, что поступившие предложения горожан находятся на рассмотрении в отраслевых подразделениях администрации города . 
      По итогам голосования Дума Читы приняла бюджет  городского округа на 2021 год и плановый период 2022,23 годов. 

Лариса Семенкова, фото автора
 


Поделиться:
Версия для печати: